Материалы X Ефрeмовских чтений
(Вырица, Ленинградская обл. 21-22 апреля 2007 г.)

Андрей Константинов:



ХРОНОЛОГИЯ В РОМАНЕ И.А. ЕФРЕМОВА "ЧАС БЫКА"



Отправной точкой этого небольшого исследования является следующий фрагмент из "Часа Быка":

 

- Когда на Земле распространился мистицизм? - спросила Эвиза.

- В синем цикле семнадцатого круга. Историки для тех времён пользуются периодизацией, принятой в хрониках монастыря Бан Тоголо в Каракоруме. Уединившиеся там летописцы беспристрастно регистрировали мировые события ЭРМ, пользуясь двухполосной системой сопоставления противоречивых радиосообщений. Удалённость буддийского монастыря - причина, почему там сохранились летописи, - в те времена множество исторических документов в других странах погибло. В Бан Тоголо уцелела самая полная хронология, и мы пользуемся её календарем.

- Великое сражение Запада и Востока, или битва Мары, было тоже в семнадцатом круге? - спросила Чеди.

- В год красной, или огненной, курицы семнадцатого круга, - подтвердила Фай Родис, - и продолжалось до года красного тигра.

- Забавная хронология! - сказала Эвиза. - Звучит архаически нелепо.

- Она не так уж нелепа, как кажется на первый взгляд. Каждый круг соответствует средней продолжительности человеческой жизни и потому воспринимается не только разумом, но и чувствами.

- А в Бан Тоголо сохранились летописи более раннего периода? - спросила Эвиза.

- Они уходят далеко в глубь времён, за Эру Смешения Формаций.

- В Тёмные Века? Тогда они приходятся между пятым и тринадцатым кругами. ЭРМ началась в пятнадцатом, - произвела быстрый расчёт Чеди.

- А кончилась в чёрном цикле семнадцатого круга, - добавила Родис.

- Не пора ли прекратить изыскания, в каком бы круге мы ни находились? - предложила Эвиза. - Мы замучили Фай.

- В год синей лошади пятьдесят первого круга, - рассмеялась Родис. - Пойдёмте ко мне. Мы много размышляли в последнее время. И даже забываем потанцевать...

 

 

Известно два историко-географических значения слова Каракорум (по-тюркски "Чёрный Трон"). Во-первых, это название горного хребта и перевала на границе Индии и Китая, через который проходил маршрут знаменитой азиатской экспедиции Н.К. Рериха в 1925 году.

Во-вторых, Каракорум – это столица империи Чингис-хана, основанная в XIII веке на территории современной Монголии. В 1948-49 гг., т.е. одновременно с монгольской палеонтологической экспедицией АН СССР под руководством И.А. Ефремова, в Каракоруме работала советская археологическая экспедиция профессора С.В. Киселёва (вместе со своей супругой А.А. Евтюховой они впоследствии стали прототипами супругов Андреевых в романе "Лезвие бритвы"). Названия монастыря Бан Тоголо пока что идентифицировать не удалось, зато известно, что на краю Каракорума в 1585 году был основан буддийский монастырь Эрдэни-Цзу - хранилище важнейших памятников начальной истории Монголии эпохи Чингисхана и его преемников.

 

При строительстве зданий и стен монастыря Эрдэни-Цзу широко использовались остатки каменных построек Каракорума, а также отдельные каменные плиты, в том числе плиты с ханскими указами и документами, укреплённые на больших, сохранившихся до сих пор каменных черепахах, установленных в разных концах города. Извлечение и использование подобного рода "материалов" продолжались и в более позднее время при неоднократных ремонтах и перестройках монастыря. Таким образом, в стенах, храмах и субурганах Эрдэни-Цзу оказались замурованными ценнейшие эпиграфические документы по древней истории монголов, по истории их столицы[1].

 

Перейдём к самой хронологии. В 1027 году в Тибете была принята система отсчёта времени, называемая Калачакра (т.е. "колесо времени"). Известно, что большим специалистом по Калачакре был востоковед с мировым именем Ю.Н. Рерих, с которым Иван Антонович был знаком. Также известно, что И.А. Ефремов и Ю.Н. Рерих встречались всего два раза[2], их дальнейшее знакомство прервала неожиданная смерть Юрия Николаевича в 1960 г., но не исключено, что во время этих встреч они успели поговорить и о Калачакре. Согласно этой системе, время делится на большие - по 60 лет - циклы, каждый из которых состоит из пяти двенадцатилетних циклов. Каждому году 12-летнего цикла соответствует своё животное – в соответствие с Таблицей 1.

 

Таблица 1

Годы и соответствующие им животные

Заяц

1927

1939

1951

1963

1975

1987

1999

Дракон

1928

1940

1952

1964

1976

1988

2000

Змея

1929

1941

1953

1965

1977

1989

2001

Лошадь

1930

1942

1954

1966

1978

1990

2002

Коза

1931

1943

1955

1967

1979

1991

2003

Обезьяна

1932

1944

1956

1968

1980

1992

2004

Курица

1933

1945

1957

1969

1981

1993

2005

Собака

1934

1946

1958

1970

1982

1994

2006

Кабан

1935

1947

1959

1971

1983

1995

2007

Мышь

1936

1948

1960

1972

1984

1996

2008

Бык

1937

1949

1961

1973

1985

1997

2009

Тигр

1938

1950

1962

1974

1986

1998

2010

 

Предположив, что шестидесятилетние циклы Калачакры соответствуют "воспринимаемым не только разумом, но и чувствами" "кругам", о которых говорят герои "Часа Быка", найдём хронологические рамки "семнадцатого круга", в котором мы сейчас живём. Для этого к 1027 году прибавим 16 раз по 60 лет (шестнадцать полных кругов) – и получим год начала 17-го круга: 1987-й. Соответственно, последним годом 17-го круга является 2046 г.

Определим приблизительное время начала Эры Разобщённого Мира: "…ЭРМ началась в пятнадцатом, - произвела быстрый расчёт Чеди". Пятнадцатый круг приходится на 1867-1926 гг. Было бы естественным связать начало ЭРМ с Первой мировой войной, последствия которой изменили мир до неузнаваемости.

В таком случае Эра Смешения Формаций, приходящаяся на 13-15 круги (середина XVIII – вторая половина XIX вв.), соответствует эпохе первой индустриализации и развития промышленного капитализма, когда, действительно, старые, доиндустриальные, формы общества сосуществовали с новыми – индустриальными.

"Летописи более раннего периода <...> приходятся между пятым и тринадцатым кругами", т.е. начинаются с XIII века, что соответствует датировке исторических документов в монастыре Эрдени-Цзу.

Предположив, что 12-летние периоды Калачакры герои "Часа Быка" называют циклами, перейдём к "окраске" года. В популярных восточных гороскопах существует своя система соотнесения года (с соответствующим ему животным) и его цвета, но она не соответствует той, которой пользовался И.А. Ефремов. Согласно популярной системе,  "цвет" года определяется следующим образом (см. Табл. 2).

 

Таблица 2

"Расцветка" лет согласно популярным восточным гороскопам

Номер года оканчивается на цифру:

4 или 5

6 или 7

8 или 9

0 или 1

2 или 3

"Цвет" года

синий

красный

жёлтый

белый

чёрный

 

При такой системе можно было бы понять, что означает "год красной курицы" и "год красного тигра", но совершенно неясными остаются названия "синий цикл", "чёрный цикл" и т.д. Кроме того, можно привести и такой косвенный довод в пользу того, что И.А.Е. не пользовался популярной хронологией. В письме Ивану Михайловичу Майскому от 16 января 1966 года Иван Антонович говорит: "Прошедший год по тибетским календарям был плохой - год белой змеи. Наступивший - год белой лошади, по тем же приметам, должен быть куда как лучше"[3] (выделено мной. – А.К.). Сопоставив этот фрагмент, в котором говорится о 1965-66 гг., с Таблицей 2,  убеждаемся, что у И.А.Е. была иная хронологическая система.

Отметив, что 12-летних циклов в одном 60-летнем круге пять, и цветов тоже пять, поставим в соответствие каждому циклу свой цвет (Таблица 3). Согласно этой таблице, цвет года определяется по цвету цикла, к которому этот год относится. Сопоставив эту таблицу с цитированным выше письмом И.М. Майскому обнаружим, что всё совпадает: 1965 и 1966 гг. относятся к белому циклу.

Предположение подтвердилось после того, как Таисия Иосифовна показала одну из "премудрых тетрадей" Ивана Антоновича – по "Часу Быка". Привожу выписку:



XVI круг, белый (железный) цикл 1963-1974

XVI круг, чёрный (водяной) цикл 1975-1986

XVII круг, синий (дерев.) цикл 1987-1998

XVII круг, красный (огневой) цикл 1999-2010

Битва демона Мара (2005) будет 19 год 17 круга, т.е. год красной (огненной) курицы

Год красного тигра… - 2010

XVII круг окончится в 2046 году

 

 

Таблица 3

"Расцветка" лет согласно хронологии "Часа Быка"[4]

 

Заяц

Дракон

Змея

Лошадь

Коза

Обезьяна

Курица

Собака

Кабан

Мышь

Бык

Тигр

16-й круг

С

1927

1928

1929

1930

1931

1932

1933

1934

1935

1936

1937

1938

К

1939

1940

1941

1942

1943

1944

1945

1946

1947

1948

1949

1950

Ж

1951

1952

1953

1954

1955

1956

1957

1958

1959

1960

1961

1962

Б

1963

1964

1965

1966

1967

1968

1969

1970

1971

1972

1973

1974

Ч

1975

1976

1977

1978

1979

1980

1981

1982

1983

1984

1985

1986

17-й круг

С

1987

1988

1989

1990

1991

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

К

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Ж

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2021

2022

Б

2023

2024

2025

2026

2027

2028

2029

2030

2031

2032

2033

2034

Ч

2035

2036

2037

2038

2039

2040

2041

2042

2043

2044

2045

2046

51-й круг

С

4027

4028

4029

4030

4031

4032

4033

4034

4035

4036

4037

4038

 

Теперь нам несложно будет сделать временную привязку и для других упоминаемых в романе событий.

На Земле мистицизм распространился "в синем цикле семнадцатого круга", т.е. начиная с 1987 года. По крайней мере, в отношении нашей страны это очень точно: увлечение "оккультными" знаниями, примитивными гороскопами и пр. в это время приобрело широкий размах.

"Великое сражение Запада и Востока, или Битва Мары" продолжалось с года курицы до года тигра красного цикла 17-го круга, т.е. с 2005 по 2010 гг., т.е. в наше время (реально оно началось раньше – в 2001 году). В романе говорится о применении ядерного оружия, но, к счастью, пока что "борьба с мировым терроризмом" ведётся без его применения.

ЭРМ должна закончиться " в чёрном цикле семнадцатого круга" -  т.е. где-то в период между 2035 и 2046 гг. Но это, конечно, от всех нас зависит.

И, наконец, время, в которое происходит действие романа "Час Быка" (кроме Пролога и Эпилога) – год лошади синего цикла 51-го круга – 4030 год.

 



[1] С.В. Киселёв и др. Древнемонгольские города. – М.: Наука, 1965.

[2] Одна из встреч – по-видимому, первая по счёту – проходила в Палеонтологическом институте, о ней упоминает Ариадна Арендт в сборнике Воспоминания о Ю.Н. Рерихе (М.: МЦР, 2002). Другая встреча состоялась дома у Ивана Антоновича и Таисии Иосифовны (тогда они ещё жили в Спасоглинищевском переулке), о ней рассказала Т.И. Ефремова.

[3] Иван Антонович Ефремов. Переписка с учёными. Неизданные работы. – М.: Наука, 1994, с. 183.

[4] Таблица составлена Евгением Беляковым на основании моих расчётов, см.: http://mirefremova.borda.ru/?1-3-0-00000001-000-0-0-1174230205

Hosted by uCoz