Материалы VIII Ефрeмовских чтений
(Вырица, Ленинградская обл. 23 апреля 2005 г.)

В.Е. Хазанов

СЛУЖБА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
"АКАДЕМИЯ ГОРЯ И РАДОСТИ"

 

Академия Горя и Радости - это, без сомнения, часть системы управления обществом, куда более совершенным, чем наше нынеш­нее, но начинать работу по ее формированию надо сейчас, чтобы было, кому это общество создавать.

Психологическое состояние большинства наших сограждан, мягко гово­ря, вызывает большую тревогу. Неуверенность в будущем, в том числе, бли­жайшем; ухудшение и разрыв родственных, дружеских и любовных связей; перевод человеческих отношений почти исключительно на экономическую основу (по принципу: "поддерживать отношения, пока есть деловой интерес и прерывать их, как только этот интерес исчерпан"); рост психосоматических и душевных заболеваний, не говоря о неврозах и психопатиях; уход от действи­тельности в тупое "выживание", суицид, алкоголизм, наркоманию, религиоз­ное мракобесие различного толка; в агрессию, очень часто - немотивирован­ную или спровоцированную политическими провокаторами - мастерами по "нахождению "врагов" - псевдодемократами, псевдопатриотами  и псевдоле­выми; конфликты на работе и дома, - все это признаки серьезного психиче­ского неблагополучия нашего общества. Люди часто самовыражаются в кон­фликтах, а не в творчестве; легко сдаются от неудач и даже опускаются до уровня так называемых "бомжей". Выше я уже подробно анализировал ситуа­цию в нашей стране; теперь пора рассмотреть организацию системы психоло­гической поддержки.

Имея всеобщий характер, эта поддержка, вместе с тем, должна быть "ад­ресной": надо точно определять, что, где и почему вызывает страдание людей, как оказать им помощь, т.е. речь идет о постоянном и всеобщем социально-психологическом мониторинге (наблюдении и исследовании).

Но разумеется, наиболее конструктивный результат любого исследования - разрешение выявленных проблем. Поэтому предлагаемое мною методиче­ское обеспечение психологической деятельности прообраза Академии Горя и Радости включает в себя как чисто исследовательские (психодиагностические, социологические, социально-психологические) методики, так и методики пси­хологической поддержки людей.

Я рекомендую использовать в практике исследования уровня горя и радости, сча­стья и несчастья людей следующие методики психодиагностики:

- психологические тесты по изуче­нию основных свойств личности Г. Айзенка, К. Леонгарда, Р. Кеттела и наибо­лее глубоком и сложном тесте MMPI (СМИЛ);

- диагностики самооценки Ч.Д. Спилберга и Ю.Л. Ханина;

- измерения уровня тревожности Тейлора;

- диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д.Рассела и М.Фергюссона;

- две методики дифференциальной диагностики депрессивных состоя­ний (Зунге и Жмурова);

- тест Люшера;

- тест "несуществующее животное";

- методика диагностики стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге;

- диагностики уровня социальной фрустрированности Л.И. Вассермана;

- диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко;

- экспресс-диагностики невроза К.Хека и Х.Хесса;

- диагностики показателей и форм агрессии А.Баса и А.Дарки;

- диагностики уровня агрессивности А.Ассингера;

- диагностики типа эмоциональной реакции на воздействие стимулов окружающей среды В.В. Бойко;

- диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в об­щении В.В. Бойко;

- диагностики уровня субъективного контроля Дж. Роттера;

- диагностики межличностных отношений Т.Лири;

- диагностики социально-психологической адаптации К.Роджерса и Р.Даймонда;

- "Q-сортировка" - методика диагностики основных тенденций пове­дения в реальной группе и представлений личности о себе В. Стефенсона;

- диагностики поведения личности в конфликте К.Томаса;

- диагностики межличностных и межгрупповых отношений ("социомет­рия") Дж. Морено;

- диагностики социально-психологических установок личности в моти­вационно-потребностной сфере О.Ф. Потапкиной;

- изучения социально-психологического климата в трудовом коллективе О.С. Михайлова и А.Ю. Шалыто.

В предлагаемом достаточно широком перечне психодиагностических ме­тодик представлены наиболее известные к настоящему моменту. Они позволя­ют всесторонне представить психологические проблемы и состояния человека, его "социальное самочувствие", состояние взаимоотношений в коллективе или группе. Сочетая эти тестовые методики в определенные блоки ("батареи") можно проводить специализированные целенаправленные исследования по ин­тересующей нас проблеме.

Далее я хотел бы представить методические разработки по данной проблеме, которые были сделаны мной совместно с моими учениками и младшими коллегами. По каждой из этих методик имеется достаточно большой опыт практического применения. Хотя эти работы выполнялись на базе и при­мере нефтегазовой промышленности, они имеют куда более общее значение и применимы практически в любой группе или коллективе, к любой человече­ской личности.

Уже теперь предлагаемые нами и другими коллегами методы и методики позволяют:

- достаточно глубоко исследовать психологические особенности каждо­го человека;

- оказать ему психологическую помощь;

- определить круг наиболее совместимых с ним людей;

- дать ему рекомендации по преодолению проблемы низкой психофи­зиологической совместимости с теми людьми, которые, несмотря на эту ситуа­цию (паттерн), являются для него референтными (т. е. "выбираемыми", важны­ми в жизни);

- формировать коллективы ("команды" из совместимых друг с другом людей);

- и, наконец, понять причины возникновения проблемных ситуаций, в том числе конфликтов в уже существующих коллективах и рабочих группах.

Говоря уже о конфликтном взаимодействии людей, необходимо при­знать, что это явление в "царстве инферно" неуничтожимо. Предлагаемые авто­ром исследовательские методики и методы психологической поддержки позво­ляют предотвратить возникновение многих конфликтных ситуаций, но не ме­нее 15-20% столкновений все равно произойдут. Следовательно, надо уметь управлять конфликтами, правильно разрешать их.

А теперь, пользуясь словесным штампом дурацких ла­тиноамериканских телесериалов (надеюсь, Вы не считаете их методом психо­терапии?) - "с Вашего позволения" - перейдем к некоторым рекомендациям психологам-"ефремовцам", т.е. к тем, кто ориентирован на Эру Встретившихся Рук, а не Разобщенного Мира (или, тем более, "темные века").

1. Забудьте в своем общении с клиентами формулировку: "Если Вы види­те, что эту ситуацию Вам не изменить - смиритесь. Приучитесь примиряться с тем, что Вы не можете исправить в окружающем мире".

Скажите человеку, что изменить нельзя только одно: вернуть умершего близкого, любимого, друга, товарища. Но и тогда надо не "смиряться", а много раз повторить себе: "Я справлюсь!" Это ведь не значит: забыть! Это значит: я не забуду человека, но справлюсь и пойду по жизни дальше!

И тому, кто считает, что жить - не сто?ит, кто готов к суициду, объясните, что жизнь - многовариантна, надо только выбрать свой путь, а вот смерть вари­антов не имеет.

2. Скажи?те человеку с заниженной самооценкой, что любить себя - нор­мально, ближе самого себя у личности никого нет. И это не значит, что стано­вишься "эгоистом" - любовь к себе не противоречит ни одному из человече­ских чувств к другим людям. Но это значит, что у каждого из нас есть только один объект для улучшения, совершенствования - это мы сами! Не пытайтесь "переделывать" других - не поступаясь принципами, совершенствуйте себя и жизнь, тогда за Вами пойдут. (А те, кто не пойдет - что ж, это их выбор, надо признавать и право других на ошибки и заблуждения).

3. И еще, дорогой товарищ психолог (да-да, именно товарищ, а не "госпо­дин" с "госпожой"): мы с Вами, разумеется, по своим этическим принципам не можем давать людям "установки", пытаться заставить их сделать что-то. Но мы должны их убедить, что даже в век компьютеров с Интернетом и "и-мейлом"  надо читать настоящие книги, что это надо самому человеку, если он хочет жить и развиваться, а не прозябать или "встраиваться в любой капитализм" (как капиталист мистер Понт-Кич в "Бане" В. Маяковского был готов "врастать в любой социализм").

Это - Эрих Фромм.

Это - П. Тейяр де Шарден, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский, А.С. Мака­ренко.

Это - К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И, Ленин и современные марксисты. Надо читать их настоящие тексты, а не сталинистские и другие антикоммунистиче­ские пересказы "с точностью до наоборот" (не обязательно со всем соглашать­ся, классики могли и ошибаться, да и не предполагали из своих времен многих современных реалий).

Это - действительно художественная литература, чтение книг, пусть - горько ироничных, но мудрых и действительно человечных: Михаила Салтыкова-Щедрина, Александра Грибоедова, Антона Чехова, Владимира Короленко.

И великая советская литература дала множество прекрасных литератур­ных произведений, кроме чисто художественных достоинств имеющих и, пря­мо-таки, психотерапевтическое значение, помогающее людям преодолевать пессимизм, неверие в себя и в будущее. Это - романтические книги Вениами­на Каверина. Это - повести и рассказы явно - намеренно совсем не упоминае­мого нынешними идеологами "либерализма" писателя Леонида Соболева. Особенно я рекомендовал бы читать его "Зеленый луч", "Держись, старшина", "Парикмахер Леонард", "Голубой шарф", показывающие, что "обычный чело­век" все может, в том числе, преодолеть самые страшные, гибельные обстоя­тельства жизни.

Это - стихи и прозаические произведения Константина Симонова.

Это - лирическая проза Константина Паустовского.

Это - стихи Владимира Маяковского, Евгения Долматовского, Льва Оша­нина, Леонида Дербенева.

И среди "представительниц прекрасного пола" у нас были не только М. Цветаева с А. Ахматовой, но и Юлия Друнина, и Вероника Тушнова.

Я, разумеется, не претендую на составление очередного "списка избран­ных", каждый его может составить для себя сам. Но я точно знаю, что перечис­ленные мною авторы действительно помогают людям в жизни.

Коллеги-психологи могут использовать любые методы психологической помощи: психоанализ разных школ, гуманистическую, поведенческую или ге­штальт-терапию, но я рискну посоветовать им шире применять и методы пси­хологического воздействия через образно-чувственную строну личности. Наи­более интересно эти методы изложены в книгах:

Крам Т.Ф. Управление энергией конфликта. - М.: Аст, РЕФЛ-бук, 2000;

Бреслав Г.Э. Цветопсихология и цветолечение для всех. - СПб.: Б.С.К., 2000;

Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. - М.: Владос, 2000;

Элькин В.М. Целительная магия музыки. Гармония цвета и звука в терапии болезней. - СПб: Респекс, 2000.

Со своей стороны хотел бы добавить к тем рекомендациям "для прослу­шивания", которые дают В.И. Петрушин и В.М. Элькин, следующие музыкаль­ные произведения:

1. И. Дунаевский, А. Д'Актиль. Марш энтузиастов;

2. И. Дунаевский. Увертюра к кинофильму "Дети капитана Гранта";

3. А. Зацепин. Музыкальное сопровождение кинофильма "31 июня";

4. А. Рамирес. Вальс (звучит в заставке телепрограммы "В мире животных");

5. Х. Иглесиас. Amor;

6. Группа "Матиа-Базар". Roma.

Как говорится - проверено, людям эти мелодии  и песни помогают: улуч­шают настроение, повышают оптимизм, веру в людей, снижают ощущение горя и прибавляют чувства радости и счастья.

5. Для всех нас - психологов и непсихологов - я рекомендую книги на­ших психотерапевтов и психологов-консультантов Г. Абрамовой, Ю. Алеши­ной, И. Вагина, Д. Еникевой, А. Либиной, М. Литвака, Ю. Рюрикова, Ю. Щер­батых (и те, которые даны в списке литературы к данной книге, и другие). Естественно, каждый может составить для себя свой собственный список или критически относиться к тому или иному опыту перечисленных специалистов. Но главное - это то, что теперь уже нет недавней "пустыни" в современной психологической мысли и есть, чему научиться.


Hosted by uCoz