ЦЕЛОСТНОЕ МЫШЛЕНИЕ В ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГЕОЛОГИИ
по материалам летней эколого-геологической практики
"...Отказ от природы ведёт цивилизацию к большой опасности..."
На сегодняшний день влияние человека на окружающую среду увеличилось так, что стало по своим масштабам и последствиям геолого-образующим фактором. В описаниях геологических разрезов уже обязательно присутствует так называемый «техногенный» грунт. Само слово «техногенез» прочно вошло в геологическую литературу.
Книги И. А. Ефремова во многом определили мое экологическое мировоззрение, предопределив выбор профессии. Это мировоззрение, в котором царит гармония целостности, где природа и человек не противопоставляются, а дополняют друг друга. По И. А. Ефремову, человек является неотъемлемой частью окружающего мира. «Важнейшая сторона воспитания – это развитие острого восприятия природы и тонкого с ней общения. Притупление внимания к природе – это, собственно, остановка развития человека, так как разучаясь наблюдать, человек теряет способность обобщать…»
Возможно, это ошибочное мнение, но, на мой взгляд, И.А.Ефремова можно считать прародителем новой науки – экологической геологии.
Вообще, экология – комплексная наука, в которой сочетаются как гуманитарные, так и естественные аспекты. Основная проблема экологии – проблема взаимодействия человека и природы. Объектом же изучения экологической геологии является приповерхностная часть литосферы в зоне возможного техногенного воздействия.
К началу XXI века экологические направления геологии прочно заняли одно из ведущих мест в многочисленных теоретических и прикладных исследованиях, проводимых в рамках наук о Земле. В особой мере это относится к экологической гидрогеологии – разделу науки, призванному выявлять, рационально использовать и охранять наиболее ценный сырьевой ресурс и техногенно уязвимый компонент геологической среды – подземные воды.
Развитие экологической гидрогеологии как науки ориентировано на современном этапе, прежде всего, на решение проблем охраны от загрязнения подземных и связанных с ними поверхностных вод. Объектом моей научной работы является гидрогеоэкология города Галич.
По мысли И. А. Ефремова, «красота и многообразие нашей Земли, ее людей, природы, искусства, геройских подвигов остается в подавляющем множестве случаев неизвестна среднему человеку, серому не душой, а своим поразительным невежеством, в узкой и монотонной жизни». Поэтому сейчас на первом этапе работ ведутся не только геологические, гидрогеологические, инженерные изыскания, но и проводится программа по восстановлению культурного наследия старинной Галичской земли. А внимание гидрогеоэкологов привлекло Галичское озеро.
Галичане сравнивают свое озеро с Байкалом – и там и тут впадают в водоем десятки речек, а вытекает лишь одна: из Байкала – р. Ангара, из Галичского – р. Векса. Разница «небольшая»: если Байкал – глубочайшее озеро на планете, то Галичское – мелейшее. Средняя его глубина едва достигает пары метров.
Когда-то это озеро являлось одним из красивейших озер на Земле. Теперь только с высоты г. Балчуг можно себе представить, какой красоты все мы лишились, вторгнувшись в жизнь озера. Будто о самом Галиче, И.А.Ефремов говорил: «Будучи сам частью природы, человек тщательно разрушает ее вокруг себя, оголяя места своего обитания и создавая идеальные места для заболеваний». Озеро мелеет, отходит, оставляя берега, полные сапропеля и дохлой рыбы. На берегах образуются свалки бытовых отходов, строительного мусора, металлолома. Озеро постепенно превращается в болото.
Как спасти озеро, как остановить такой мощный процесс, как заболачивание? Очевидно, что мы нарушили естественный баланс природной системы. Чтобы разобраться в причинах происходящего процесса, на первом этапе работ мы (группа студентов геологического факультета МГУ под руководством сотрудников «Центра практической геоэкологии») попытались собрать всевозможные сведения о городе Галич, о его окрестностях, о поведении самого озера в последние годы. Непосредственно нами в июле этого года велись натурные (маршрутные) исследования территории. Во время маршрутов, бесед с населением мы поняли, что люди не знают истории своей земли, они не умеют гордиться местом, в котором живут.
Мне кажется, что, осознав свою причастность к окружающему миру, к природе, культуре, красоте своего края, мы что-то можем изменить к лучшему. Только научный подход, на мой взгляд, не может решить проблему. Вспомним слова И.А.Ефремова: «Красота! Понимание этого мы порядком утратили – в нашем разобщении с природой». Итак, Гармония во всем!