РАЗВИТИЕ ИДЕЙ В.И.ВЕРНАДСКОГО В ТВОРЧЕСТВЕ ИВАНА ЕФРЕМОВА
Мы знаем только малую часть природы, только маленькую частичку этой непонятной, неясной, всеобъемлющей загадки, и всё, что мы ни знаем, мы знаем благодаря мечтам мечтателей, фантазёров и учёных поэтов…
В.И. ВЕРНАДСКИЙ
Одним из таких мечтателей и учёных поэтов был выдающийся русский учёный-естествоиспытатель, геолог и палеонтолог, доктор биологических наук, профессор ЕФРЕМОВ Иван Антонович (1908-1972) – писатель и мыслитель, классик отечественной и мировой научной фантастики.
В 1930 году Ефремов И.А., в то время ещё совсем молодой учёный, который накапливал палеонтологический опыт и умело систематизировал геологические знания, написал письмо В.И. Вернадскому: «Глубокоуважаемый Владимир Иванович, приношу тысячу извинений за смелость, с которой обращаюсь к Вам. У меня есть некоторые новые взгляды на эволюцию наземных позвоночных в связи с равновесием СО2 в атмосфере в разные геологические эпохи и ионизацией вод в присутствии различных элементов, например, V, Cu, Ka и др. В настоящее время в СССР Вы единственный человек, от одобрения которого зависит судьба моих гипотез…» (АРАН. Ф. 518. Оп.3. Д. 579. Л. 1. Автограф).
Вероятно, В.И. Вернадский ответил молодому коллеге (сведений об этом пока не обнаружено), но через всю свою жизнь Иван Ефремов пронёс глубочайшее уважение и интерес к наследию Владимира Ивановича. И.А. Ефремов неоднократно в своих литературных произведениях обращался к идеям и мировоззрению Вернадского и стал одним из первых проповедников его учения о ноосфере, о создании ноосферного общества (романы «Туманность Андромеды», 1955-56гг., «Лезвие бритвы», 1959-63гг., «Час Быка», ориентировочно - 1967-1969гг.).
Как известно, термин «ноосфера» предложили в 1927 году французские учёные Ле Руа (математик и философ) и Тейяр де Шарден (также как и Ефремов бывший геологом и палеонтологом), слушавшие в Сорбонне лекции В.И. Вернадского в 1922/23 гг.
В.И. Вернадский, приняв сам термин «ноосфера», вложил в него иное содержание, отметив, как производственная деятельность человека становится геологическим фактором. Как отмечал академик Соколов Б.С., «взрыв научного творчества в ХХ веке Вернадский не только прогнозировал, он ему в громадной степени способствовал своей практической работой по организации исследований в совершенно новых направлениях науки, по расширению научного воздействия в изучении среды нашего обитания. В сущности, это и было ноосферное действие – расширение научного сознания в мире» (Б.С. Соколов. Предсказательная сила идей. // Альманах «Прометей», 1988, том 15, с. 9).
И.А. Ефремов в своих произведениях (указанных выше), созданных в жанре научной фантастики, которая, по его мнению, могла бы стать новой натурфилософией, развивает идею В.И. Вернадского о ноосфере:
«Самый великий ученый нашего века и один из величайших во все времена, (…) Вернадский ввел понятие ноосферы – суммы коллективных достижений человечества в духовной области, мысли и искусства».
«В ноосфере - все мечты, догадки, вдохновенные идеалы тех, кто давно исчез с лица Земли, разработанные наукой способы познания, творческое воображение художников, писателей, поэтов всех народов и веков».
«Она обнимает всех людей океаном, формирующим все представления о мире, и надо ли говорить, как важно, чтобы воды этого океана оставались чистыми и прозрачными».
То, что Иван Ефремов сумел свои научные представления о развитии человека и общества изложить в художественной форме, лишь усиливает их воздействие на людей, способствует формированию ноосферного мировоззрения и ответственности перед природой и будущими поколениями землян. В романе «Час Быка» противопоставляются по сути ноосферное общество Земли Эры Встретившихся Рук и социальное устройство планеты Торманс, содержащее основные черты земной цивилизации нашего времени – как «гангстеризующегося капитализма», так и «муравьиного лжесоциализма»; не случайно, что эта книга была запрещена партийными идеологами тех лет (как и имя самого автора), запрет на роман был снят лишь через 17 лет.
Являясь последователем В.И. Вернадского, Иван Антонович Ефремов много думал над проблемами, которые занимали в своё время гениального учёного. В письмах известному американскому профессору палеонтологии Э.К. Олсону И.А. Ефремов говорит: «…Попытка рассматривать каждый факт или событие как сумму двух противоположностей в настоящее время, конечно, имеет более высокий уровень, чем у формальной логики, и безгранично сложнее, и поэтому возможна только при наличии выдающихся способностей. Диалектический ход мысли включает также исторические аспекты всех событий, и это является причиной того, что палеонтологические исследования являются более диалектичными, чем в других науках, не имеющих исторического базиса… очень медленно, но становится очевидным, что сознание является реальной силой, особенно в приспособляемости, преодолении трудностей и нахождении своей дороги в материалистическом мире в целом. К тому же, если дух является высшей формой материи, то что же из этого следует? Почему он не может быть реальной силой и неизбежной «обратной стороной» в диалектическом мире?.. Учёному тоже нужен «гомеостаз», но только адаптируемый к быстро изменяющимся знаниям, и если знания исходят от истолкователей, эта адаптируемость должна быть тоже достаточно быстрой. Поэтому только прямое объяснение открытий диалектическим способом мышления имеет под собой научную ценность. И нужно иметь светлую голову, чтобы таким образом мыслить. А иначе мы будем вынуждены выдерживать односторонние официальные суждения».
Далее Ефремов говорит о том, что учёные «с одной стороны, объясняют новые вещи старыми ортодоксальными понятиями. Другие, со своей стороны, объясняют старые и новые факты и события изобретательной и таинственной «метафизикой». Обе точки зрения представляют собой единство противоположностей, а человеческое знание развивается между ними», - что он попытался показать в романе «Лезвие бритвы».
В том же письме И.А. Ефремов представляет ещё один свой тезис: «Вселенная в настоящее время представляет собой такой взаимосвязанный комплекс, что теперь мы можем открыть всё (заметим, что если ты намереваешься сделать что-либо) и можно предсказать любые открытия! Мы можем предсказать точно и определённо всё, если мы только формулируем событие с удовлетворительной ясностью и учитывая общие физические параметры Вселенной. Это похоже на вырубание чего-либо из снежной стены – мы можем сделать каждую фигуру от куба до Афродиты. Итак, я не ценю так называемые «предсказания» в современной науке, потому что имеются миллионы статей подобного рода, и успех с тем или иным предсказанием совсем не доказывает, что этот путь исследований является истинным» (И.А. Ефремов. Неизданные работы. Переписка с учёными. // «Научное наследство», т. 22. – Москва, Наука, 1994, с. 185-6).
По мысли Вернадского, мы вступаем в преддверие крупнейшего эволюционного события: биосфера стремительно переходит в свое новое состояние – ноосферу. Природа под воздействием человеческой деятельности быстро и подчас необратимо изменяется… Всё больше людей в мире осознают свою ответственность за судьбу биосферы, за будущее человечества. Но право на эту ответственность подразумевает соответствующее знание законов природы и общества.
Это знание и особый «ноосферный» тип мышления, существо и методологию которого предстоит ещё развивать, следует формировать с детства. Сегодня учёные смотрят на природу как на моментальный срез эволюции. А ведь продолжительности жизни и даже существования человечества недостаточно, чтобы заметить устойчивые тенденции в эволюции природы и человеческого общества и достичь понимания, как же функционирует механизм биосферы.
И вот опыт Ивана Антоновича - естествоиспытателя, геолога, биолога и палеонтолога, наконец, мыслителя, когда он анализирует развитие природы на протяжении миллионов лет и пытается осмыслить процесс взаимодействия природы и человеческого общества, даёт ему возможность моделировать социальное развитие. И.А. Ефремов устанавливает новые закономерности (теория Инферно, закон Рамголя, Стрела Аримана), имеющие ценность научного открытия (роман «Час Быка»). Раньше многих других он понял и увидел опасности, подстерегающие человечество, попытался предостеречь и дать рецепты, как выйти из биологического и социального инферно.
«Главное для меня, - писал И.А. Ефремов, - необъятность мира, отражённая в человеческом знании… Не менее важно проследить, как всё это отражается на человеческом обществе, найти аналогичные и даже тождественные в прошлом процессы и представления, экстраполируя их в будущее».
В конце своего жизненного пути Иван Антонович начал работу над романом «Чаша отравы».
«В этом романе, - говорил Ефремов в интервью румынской газете «Скынтея», - я хочу попытаться развернуть картины отравления ноосферы, как говорил Вернадский В.И., человеческого общества и, собственно, мозга человека всеми видами злых, вредоносных, унижающих, ошельмовывающих, обманывающих влияний – с помощью религии, средств массовой информации, вплоть до медицины и спорта. Я хочу сказать о том, что надо предпринять для очищения ноосферы Земли, отравленной невежеством, ненавистью, страхом, недоверием, показать, что надо сделать для того, чтобы уничтожить все фантомы, насилующие природу человека, ломающие его разум и волю».
Он не успел написать этот роман. А ведь как это было бы сейчас актуально! Но очень многое содержится в его мудрых произведениях: и в строках, и между строк…
Центр ноосферных знаний и культуры им. Ивана ЕФРЕМОВА учреждённый как общественная организация в 1999 году в Москве, избрал своей целью осмысление диалектики В.И. Вернадского и И.А. Ефремова как достойных продолжателей традиции "русского космизма", разработку комплексных научных, образовательных и культурных программ для формирования ноосферного мышления и подъёма общественного самосознания, исследование взаимодействия природы и общества, попытки прогнозирования их развития, извлечение уроков эволюции.