Материалы IX Ефрeмовских чтений
(Вырица, Ленинградская обл. 22 апреля 2006 г.)

Иван ЦЫБИН,
Санкт-Петербург

РАЗВИТИЕ ИДЕЙ НООСФЕРЫ В.И.ВЕРНАДСКОГО В ЛИТЕРАТУРНО-ФИЛОСОФСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ И.А.ЕФРЕМОВА

Живая материя, покрыв тонкой плёнкой Биосферы планету Земля, в ходе длительной эволюции создала уникальное явление - Разум. На физической  основе Биосферы развилась Ноосфера:

Ноо - сфера. Сфера разума.

История появления научно-философского понятия "ноосфера"

Начало 20-х годов. Учёный из далёкой и таинственной Советской России Владимир Вернадский читает в Сорбонне лекции по геохимии. Среди слушателей два молодых француза - Эжен Леруа и Пьер Тейяр де Шарден. А в 1927 году, создавая уже собственый курс лекций по философии,  Леруа впервые введёт понятие "ноосфера". Не только термин, состоящий из двух греческих слов, но и определение - как качественно нового состояния биосферы, качественно новой движущей силы эволюции. В лекциях и в работе "Происхождение человечества и эволюция разума" Леруа отмечает, что идея ноосферы возникла под влиянием лекций Вернадского, в которых явление жизни на планете было рассмотрено как единое целое. "Среди огромной геологической литературы отсутствует связанный очерк биосферы, рассматриваемой как единое целое, как закономерное проявление механизма планеты, ее верхней области - земной коры". Именно идея целостности всего живого, как и всего неживого, и сложной взаимосвязи живого и неживого, "косного" придала выводам Вернадского поистине революционный характер. Эта идея - целостности - натолкнула Эжена Леруа на вывод о том, что совокупность разумов всех людей, состоящая из индивидуумов, различных, подчас противоречащих друг другу, тем не менее, тоже может быть единым целым, наряду с литосферой - совокупностью косной матери и биосферой - совокупностью живой - выступать как отдельный фактор эволюции, как составная часть бытия планеты Земля.

Понятие Ноосферы начинает использовать в своих философских трудах и Тейяр де Шарден, но в силу религиозных убеждений придаёт этой категории несколько иной характер. Сам Вернадский в то время не проявляет интереса к философской разработке идей Ноосферы, и приступает к этой теме, уже имея под рукой работы Э.Леруа, только во второй половине 30-х. "Я принимаю идею Леруа о ноосфере. Он развил глубже мою биосферу. Ноосфера создалась в постплиоценовую эпоху - человеческая мысль охватила биосферу и меняет все процессы по-новому, а в результате энергия, активная, биосферы увеличивается" (Вернадский В.И. Переписка с Б. Л. Личковым (1918 - 1939 гг.). М., 1979, с. 181 - 182).

В 1937-38 гг. в основном написана основополагающая работа "Научная мысль как планетное явление", в которой Вернадский даёт развёрнутое определение понятия ноосферы, и определяет основное отличие ноосферы, как геологического и биологического фактора - мышление, целенаправленный сбор и анализ информации, планирование - способность, которой обладает только Разум. И "Несколько слов о ноосфере" - последняя из опубликованных при жизни автора статей.

Основные положения понятия "ноосфера"

Материя - живая и косная.

Время для косной материи идёт медленно, для живой - быстро.

Косная материя остаётся неизменной, живая - эволюционирует, изменяется и развивается.

"Живая материя организуется в биосферу, причём организация - это явление более сложное, чем механизм, точно так же как подобие живых существ - не буквальное повторение". Совокупность живых организмов на планете можно рассматривать как единое целое, как фактор существования планеты и её развития.

В ходе эволюции часть живой материи достигает такого состояния, в котором основным фактором, определяющим её организацию, становится разум. По сути, Вернадский вводит, хотя и неявно, третий вид материи - мыслящий. 

"Это переживаем мы и сейчас, за последние 10-20 тысяч лет, когда человек, выработав в социальной среде научную мысль, создает в биосфере новую геологическую силу, в ней не бывшую. Биосфера перешла или, вернее, переходит в новое эволюционное состояние - в ноосферу - перерабатывается научной мыслью социального человечества".

Для формирования ноосферы необходимо не только появление разумных существ. Это лишь её зародыш. Собственно ноосфера начинается с  налаживания связей отдельных Разумов, с появления членораздельной речи и письменности как способов связи разумов в пространстве и времени, с развитие средств быстрой передачи информации. "Событие, происшедшее в захолустном уголке любой точки любого континента или океана, отражается и имеет следствия - большие и малые - в ряде других мест, всюду на поверхности Земли. Телеграф, телефон, радио, аэропланы, аэростаты охватили весь земной шар. Сношения становятся все более простыми и быстрыми. Ежегодно организованность их увеличивается, бурно растет". Но этого недостаточно. Ноосфера не может существовать без адекватных представлений о мире. ":в ХХ в. одна единая научная мысль охватила всю поверхность планеты, все на ней находящиеся государства. Всюду создались многочисленные центры научной мысли и научного искания.

Это - первая основная предпосылка перехода биосферы в ноосферу". Для окончательного формирования ноосферы необходимо освобождение Творчества, ликвидация устаревших жестких рамок и ограничений, создание возможности для раскрытия творческого, созидательного потенциала каждого человека. "Но научная работа : требует благоприятной среды для развития, и это достигается широчайшей популяризацией научного знания, преобладаниям его в школьном образовании, полной свободы научного искания, освобождения его от всякой рутины, религиозных, философский или социальных пут. Это столь же необходимая предпосылка ноосферы, как и творческая научная работа.

ХХ век - век значения народных масс. Мы одновременно видим в нем энергичное, широкое развитие самых разнообразных форм народного образования. И ходя далеко не везде сняты путы, на которые указывалось, они неизбежно разлетятся с дальнейшим ходом времени. Огромно значение демократических и социальных организаций трудящихся, интернациональных их объединений, и стремление к получению максимального научного знания не может остановиться".

Элементы ноосферы - люди, являясь частью биосферы, решают задачи существования в биосфере иначе, поскольку обладают способностью видеть и моделировать состояние всей планеты, а не только узкого места своего обитания, и еще обладают способностью анализировать и прогнозировать последствия своих действий во времени. "Ноосфера есть новое геологическое явление на нашей планете. В ней впервые человек становится крупнейшей геологической силой. Он может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни, перестраивать коренным образом по сравнению с тем, что было раньше. Перед ним открываются все более и более широкие творческие возможности". Ноосфера ставит себе задачу, которая не вписывается в логику существования биосферы - сбор, накопление и осмысление ЗНАНИЯ. "Ноосфера - биосфера, переработанная научной мыслью". "Мы можем говорить о науке, научной мысли, их появлении в человечестве - только тогда, когда отдельный человек сам стал раздумывать над точностью знания и стал искать научной истины для истины, как дело своей жизни, когда научное искание явилось самоцелью".

Развитие представлений о ноосфере в научно-философских литературных произведениях Ивана Ефремова

То, что созданная Вернадским философская категория во много раз шире масштабов одной или даже нескольких научных или философских работ, свидетельствует о гениальности сделанного открытия, так же, как прозорливость Эжена Леруа, ухватившего суть идей своего учителя - его величайшая заслуга перед всей мировой наукой и философией. В своей основополагающей работе "Научная мысль как планетное явление" Вернадский глубоко исследует науку - как философскую категорию и важнейшую составляющую ноосферы.

"Без их оценки с точки зрения добра и зла, не касаясь этической или философской стороны, научная работа, научная мысль констатируют новый факт в истории планеты первостепенного геологического значения. Этот факт заключается в выявлении создаваемой историческим процессом новой психозойной или антропогенной геологической эры". Но "без оценки добра и зла" можно только констатировать сам факт появления новой силы, наступления новой эры. Какой будет эта эра, в каком направлении будет действовать разумная сила планетарного, а, может, и космического масштаба? Какой эта сила должна быть, чтобы достичь поставленной ею же самой цели, и какой может быть эта цель?

Основой ноосферы является человек - разумный индивидуум. Для того чтобы понять роль и место самого человека в ноосфере, человека как Личности и как составляющей единого целого, определить условия устойчивого существования и развития ноосферы, прогнозировать путь её развития, нужно ввести критерии оценки мотивов поведения людей, простые и вместе с тем всеобщие.

"Философия всегда основана на разуме и теснейшим образом связана с личностью. : Философия никогда не решает загадки мира. Она их ищет. Она пытается охватить жизнь разумом, но никогда достигнуть этого не может...". Без философии нет науки, прикладные задачи невозможно поставить, не видя перед собой дальнюю и общую перспективу, дальше, чем может дать научный прогноз:

Иван Ефремов писал не научные трактаты по социологии. И не научные прогнозы развития конкретного общества - людей Земли. И не философский трактат о ноосфере. По крайней мере, свою задачу он, вероятнее всего, представлял себе иначе. Но можно, и, наверно, всё-таки нужно отойти от шаблонного восприятия его творчества как произведений художественной литературы. Впрочем, литературное произведение, если оно действительно значимо, всегда содержит философские элементы, и даже изложение философских взглядов и концепций. Важно отношение к произведению. Как к литературе или: как  научному, философскому труду, на основе которого можно формулировать строго научные и практические задачи.

В романах "Туманность Андромеды" и "Час Быка" Иван Ефремов создал теоретическую модель ноосферы.

"Существование психической атмосферы стало известно еще в ЭРМ, когда один из величайших ученых Земли, Вернадский, назвал ее ноосферой. За тысячи лет до Вернадского к понятию ноосферы приблизились древние индийцы. Они дали даже более полное определение - небесная хроника Акаши. Она включала как бы историческую запись событий на планете, отражала чувства и достижения искусств. Вернадский считал ноосферу наполненной только нужными идеями и фактами, то есть информацией одной лишь науки". В модели  Ефремова не только наука, но и "мысли, думы, мечты, идеи, образы накапливаются в человечестве и незримо присутствуют с нами, воздействуя тысячелетия на ряд поколений".

Противопоставляя ноосферу Торманса и ноосферу Земли в романе "Час Быка", Ефремов сопоставляет два уровня развития ноосферы и тем самым показывает путь, который надо пройти для окончательного формирования ноосферы, для подлинного объединения разумов при сохранении и развитии каждой индивидуальной личности. На начальном этапе ноосфера связана как недостаточным уровнем развития технических средств передачи информации, так и недостаточной грамотностью основной массы людей, недостатком времени и сил для занятий творчеством, необходимостью поддерживать своё физическое существование. Структура такой ноосферы оказывается подобной пирамиде и определяется жестким распределением ролей между людьми - не только в виде разделения труда, но и в разделении прав и возможности доступа к информации, принятия решений. Такая структура неизбежно приводит к подавлению творческого начала большинства людей, лишает их возможности самореализоваться и дать миру всё, что они могут. Но в то же время пирамидальная ноосфера вместе со всеми её противоречиями, несовершенством - необходимый этап эволюции новой силы. В процессе своего развития, подобно тому, как живой организм, развиваясь из зародыша, повторяет предшествующие формы жизни, ноосфера повторяет путь биосферы.

В рамках инфернальной ноосферы человек вынужден постоянно отстаивать свое право на существование, на некоторую долю ресурсов, на восприятие себя другими людьми именно как разумного существа а не производяще-потребляющей единицы. Однако, поскольку невозможно силой заставить кого бы то ни было адекватно воспринимать мысли и чувства другого человека, равно как и свои собственные, борьба за признание оказывается борьбой за иллюзию признания. Люди, осуществляющие функцию управления, то есть аккумулирования информации и выработки решений, оказываются вынуждены использовать страх и ложь в качестве  основных средства управления людьми, поскольку каждый человек, чувствуя враждебное настроение окружающих, стремится максимально отделиться, отгородиться, то есть разрушить ноосферу. Стремление власть предержащих частично подавить волю каждого человека, создать централизованную систему, подобную муравейнику, лишить людей свободной воли по сути уничтожает разум как таковой, в этом случае понятие ноосферы теряет смысл, поскольку объединяются не полноценные, творческие, развивающиеся разумы, а полумеханические существа, мыслящие как роботы. Всепроникающий страх каждого индивидуума, в том числе находящегося на вершине власти, аккумулируется в такой  ноосфере, боязнь конкурентов извне приводит к самоизоляции системы.

"- Любой человек Земли так осторожен в своих поступках, что проигрывает в сравнении с властителями нашей древности. У него нет внешних признаков могущества, хотя на самом деле он как осторожно ступающий исполинский слон перед несущимся напролом перепуганным оленем.

- Владыка - и перепуганный? - рассмеялась Олла.- Одно противоречит другому.

- А следовательно, и составляет диалектическое единство,- заключила Фай Родис".

Пирамидальная структура подавляет и отсекает лишнее число индивидуумов, чей уровень развития оказался выше установленного для них места в Пирамиде, по закону Стрелы Аримана, вследствие чего ограничивается развитие как индивидуальное, так и всей ноосферы. То есть инфернальная ноосфера порождает неразрешимые противоречия внутри себя, по сути, борется сама с собой.

Однако если внимательно вчитаться в текст, можно найти один любопытный, хотя и очевидный вывод - даже на начальном этапе своего развития ноосфера не обязательно становится инфернальной, то есть целенаправленно давящей развитие людей, умножающей зло и горе. Выбор самих людей определяет, насколько пирамидальная структура будет давить, насколько отношения в человеческом обществе будут определяться законами дарвиновской внутривидовой борьбы.

"- Следует ли понимать так, что начавшееся развитие общества обязательно или переход в высшую, коммунистическую форму, или всеобщая гибель? И ничего другого? - продолжал он.

Формулировка неверна, Кими, - возразил учитель. - Нельзя приравнивать процесс общественного развития к двум чашам весов. Среди знакомых нам по Кольцу цивилизаций известны случаи быстрого и легкого перехода к высшему, коммунистическому обществу".

"- Бедность бывает разная,  и материальная бедность планеты Ян-Ях еще не гибельна.  Потому что она найдет выход в духовном богатстве. Но для  этого  нужна  основа  -  библиотеки,  музеи,  картинные  галереи, скульптуры,  прекрасные  здания,  хорошая  музыка,  танцы,  песни.   И пресловутое  неравенство распределения материальных вещей не последняя беда,  если только правители не  стараются  сохранить  свое  положение через  духовную  нищету  народа.  Великие  реформаторы  общества Земли прежде всего учили беречь психическое богатство человека.  Сберечь его можно лишь в действии, в активной борьбе со злом и в помощи собратьям, иными словами - в неустанном труде.  Борьба же  вовсе  не  обязательно требует уничтожения".

Путь развития ноосферы в любом случае идёт через отказ каждого человека от мелочной власти, от стремления подавлять себе подобных в конкурентной борьбе, именно в условиях жесткой пирамидальной структуры. Объективным условием такого отказа становится вполне обозримая перспектива сползания общества в хаос, резкого ухудшения условий жизни если не своих, то ближайших потомков. Но формирование ноосферы означает как раз установление приоритета фактора субъективного - свободной воли человека - над объективным, над слепой игрой косной материи, стихийных сил природы. Человек должен осознать необходимость изменить определённым образом себя и своё отношение к окружающему миру, будь то участок земли, планета, Галактика или вся Вселенная, своё отношение к людям - и реализовать это изменение.

"-  Мы только что говорили о самоуничтожении разобщенного мира, достигшего больших научных и технических познаний. Бывали периоды долгого смятения, убийственных войн, отбрасывавших человечество некоторых планет назад, в нищету и одичание. Начиналось новое восхождение, новая война - и так несколько раз, пока производительные силы планеты не истощались и технически не деградировали. Эту деградацию потомкам приходилось исправлять веками, несмотря на беспредельное могущество высшей общественной формы и помощь разума Великого Кольца". И даже "стабильный" Торманс подчиняется этому закону, законсервированность его на одном уровне развития - кажущаяся. Волнообразное чередование времён относительного благополучия и "Голода и Убийств" представляет собой тот же замкнутый круг Инферно, медленную и мучительную агонию. Сколько пройдёт таких циклов до окончательной гибели цивилизации? Может быть, только один:

Именно это - понимание законов вселенной и осознанный выбор всё возрастающего числа людей - Ефремов, в отличие от Вернадского, считает вторым шагом в развитии ноосферы. Широкое распространение научных знаний - необходимое, но недостаточное условие.

"Беда этого  общества,  что  вся социальная борьба в естественном ходе исторического процесса спустилась  на  дикий  бандитский  уровень насилия, подобно племенной вражде, знавшей только цель захвата власти, еды, женщин.

:борьба за власть совсем упустила из виду человека.  Все можно,  власть позволена кому угодно - кто  сумеет  возвыситься.  Эти гнусные методы всепозволения внедрились везде и  применяются  в  семье  и  научной  лаборатории,  в  театре  и магазине,  не говоря уже об органах власти. И полностью утрачены честь и достоинство человека, ставшие теперь мишенью для уничтожения.

Это ужасное   состояние  безверия,  скепсиса,  непонимания  пути порождает кроме всего  еще  шизофрения.  По  секретным  подсчетам,  на Тормансе  около  шестидесяти процентов населения - психически больные".

Есть ли надежда?

До тех пор, пока на планете есть разумные существа, пока "крышка инферно" не захлопнулась, окончательно подавив волю людей, есть.

"В древнем мире, среди опасностей и унижения, сила любви, преданности и нежности необычайно возрастала именно на краю гибели, во враждебном и грубом окружении. Подчинение прихоти грубой силы делало все мимолетным и неустойчивым. Судьба отдельного человека могла в любой момент измениться самым резким образом, обрекая на крушение его планы, надежды и помыслы, потому что в плохо устроенном обществе древности слишком многое зависело от случайных людей. Но эта древняя мимолетность надежд, любви и счастья, вместо того чтобы ослаблять, усиливала чувство.

Вот почему лучшее в человеке не могло погибнуть, несмотря на тяжкие испытания рабства Темных веков или эры Разобщенного Мира".

Но как сделать этот шаг?

Устами Фай Родис дан ответ. Бить по основанию пирамиды! Основа инферно - отсутствие знания, страх, неверие в себя и недоверие. Дать людям информацию. Создавать очаги доверия, дружбы, взаимопомощи. Дать людям возможность поверить в себя, осознать свою силу, и свою ответственность. Только так, постепенно увеличивая число людей, способных сделать осознанный выбор, поддержать тех из них, кому будет доверено управление обществом, воспитание подрастающего поколения.

Интересно сопоставление ноосфер Земли разных эпох, олицетворением которых Ефремов выбрал своих героинь - Веду Конг и Фай Родис

"Помимо этих внешне архаичных черт большей психофизической силы и крепости тела, Родис и внутренне отличалась от Веды Конг. Если к Веде любой потянулся бы безоговорочно и доверчиво, то Родис была бы ограждена чертой, для преодоления которой требовались уверенность и усилие. Если Веда вызывала любовь с первого взгляда, то Родис - преклонение и некоторую опаску".

Это не возвращение к прошлому. Хрупкая беззащитная Веда Конг и сильная, имеющая опыт преодоления инферно Фай Родис.

Подобно зрелому человеку, ноосфера Земли эры Встретившихся Рук, пройдя виток спирали, вступает в очередную фазу своего развития - становится Учителем.

Список литературы.

1. В.И.Вернадский. "Научная мысль как планетное явление". - Отв. ред. А. Л. Яншин, М, "Наука", 1991. http://vernadsky.lib.ru

2. В.И Вернадский. "Несколько слов о ноосфере". - Отв. ред. А. Л. Яншин, М, "Наука", 1991. http://vernadsky.lib.ru

3. И.А.Ефремов. "Туманность Андромеды". - М, "Молодая гвардия", 1959.

4. И.А.Ефремов. "Час Быка". - Петрозаводск, "Карелия", 1991.

5. Ф.Яншина. "Ноосфера В.Вернадского: утопия или реальная перспектива" - "Общественные науки и современность". 1993.  № 1. С. 163-173.  http://ecsocman.edu.ru/images/pubs/2004/06/30/0000164623/017ons1-93_-_0163-173.pdf

6. И. И. Мочалов. "В. И. Вернадский и религия". http://atheismru.narod.ru/Atheism/People_of_science/Mochalov02.htm

7. Ю.Ф. Флоринская. "Понятие о ноосфере"  http://nature.web.ru/db/msg.html?mid=1165451&uri=index.htmlhttp://ecsocman.edu.ru/ons/msg/164623.html


Hosted by uCoz