Татьяна ДАНИЛОВА, Москва
Александра ИЛЬЯЕВА, Тель-Авив
Традиционно творчество И.А. Ефремова относят
к творчеству для юных, совсем молодых людей, но это нисколько не умоляет работы
Ивана Антоновича. В своих произведениях он говорил о главном - о человеке, о
будущем без отчуждения. Важным является для И.А.Ефремова вопрос воспитания -
возможность уже сейчас начать строить "мост в будущее". И об этом
писал Иван Антонович в повести "Лезвие бритвы": "Идейная основа
повести в том, что внутри человека, каков он есть в настоящее время, а не в
каком-то отдаленном будущем, есть нераскрытые могучие силы, пробуждение которых
путем соответствующего воспитания и тренировки приведут к высокой духовной
силе, о какой мы мечтаем лишь для людей отдаленного коммунистического завтра".
Вся
проблема воспитания в том, что же мы хотим получить в итоге, А.С.Макаренко,
писал: ":вопрос, на который нужно обратить самое серьезное внимание - это
вопрос о цели воспитания. В некоторых семья можно наблюдать полное бездумье в
этом вопросе: просто живут рядом родители и дети, и родители надеются на то,
что все само собой получится. У родителей нет ни ясной цели, ни определенной
программы. Конечно, в таком случае результаты всегда будут случайными:"
И
далее Антон Семенович конкретизирует задачу для родителей: "Хотите ли вы
воспитать настоящего гражданина Советской страны, человека знающего,
энергичного, честного, преданного своему народу, делу революции, трудолюбивого,
бодрого и вежливого? Или вы хотите, чтобы из вашего ребенка вышел мещанин,
жадный, трусливый:".
Та
база, которая сформировала не одно поколение, та страна, которая называлась
Советский Союз, давала основу, на которой росло понимание, что же такое
воспитание, в чем его цель?
Какова
же цель воспитания сегодняшних детей, как ее определяют родители?
В
СССР воспитание было делом государственного масштаба, задача воспитания
всесторонне развитой личности решалась на государственном уровне. Вспомним, как
это реализовывалось.
Вспомним
ту систему обучения советских детей, которая была построена по принципу
Университетского образования, давала целостное представление о Мире, и была
едина для всех детей Союза, едина для всех детей 1/6 части суши.
В 1918 году высшими органами Советской власти (Совнаркомом и ВЦИКом) был утвержден основополагающий документ по народному образованию: "Положение об организации народного образования в Российской Республике" (1918). В 1922 году Н.К.Крупская писала о задачах создания "единой школы": ""Единая" школа - это значит такая, которая одинаково доступна для всех слоев населения. "Единая" школа - это школа, в которой нет деления на "народную" и школу привилегированную".
Советская школа давала развернутые знания по всем основным направлениям, как гуманитарным, так и по естественно-научным. В обязательные задачи образования включалось физическая культура - воспитание тела. Помимо знаний школа давала нравственное воспитание на идеалах коллективизма, дружбы, любви к труду и людям. Особое значение в этом приобретали уроки литературы, где посредством анализа и изучения лучших классических и современных произведений дети учились сопереживать и впускать в себя огромный мир с его печалями и заботами, учились радоваться жизни. Важно было, что детей на раннем этапе никто не смел делить на ранги и выкидывать за борт тех, кто не успевал за сложной школьной программой в силу тяжелых семейных или иных обстоятельств. Учитель нес сполна ответственность за всех. Было правилом для педагога не сдаваться, бороться за ребенка до последнего.
Кроме
системы всеобщего среднего образования, государство взяло на себя инициативу по
обеспечению детям широкой сети факультативных занятий, функционирования
разноплановых кружков, спортивных секций. Совершенно естественно для Советского
Союза, что практически все это было бесплатным и диктовалось в основном
свободным выбором самих учащихся.
Но
и на этом не кончалось работа государства для подрастающего поколения.
Индустрия детского кино, мультипликации, познавательно-увлекательных
телепрограмм. Масштабы, которых невозможно сравнить с современными. С какой
грустью мы смотрим на лоскутик эфирного времени, выделенный теперь для нашей
детворы.
Вспомним тот "золотой фильмофонд", который был создан для детей: кинофильмы, создаваемые по Государственному заказу, которые по праву можно назвать шедеврами. В 1928 году, в Москве, состоялось I Всесоюзное партийное совещание по кино, а уже в 1929 году - совещание кинематографистов в правлении Совкино, в резолюции было записано требование о расширении производства детских фильмов "путем выделения специальных кадров режиссеров и сценаристов, специализирующихся в этой области". Пожалуйста, вдумайтесь в эту дату- 1929 год, страна относительно недавно закончила гражданскую войну, новое государство только крепнет и "встает на ноги", но одной из важнейших задач становиться создание фильмов для детей.
Вспомним
о создании киностудия имени М. Горького, одной из старейших и крупнейших.
История Киностудии началась в 1915 году, когда костромской купец М. Трофимов
создал киноателье "Русь". В 1928 году Киностудия получила новое
название - "Межрабпомфильм" - и вместе с немецкой фирмой "Прометеус"
начала осуществлять первые в СССР совместные кинопостановки. В 1936 году,
поменяв название на "Союздетфильм", киностудия поменяла и профиль
деятельности, став первой и единственной в Европе киностудией, создающей
сказки, научно-фантастические и приключенческие фильмы специально для юных
зрителей. В 1948 году Киностудии было присвоено имя М. Горького. За годы работы
киностудия выпустила более тысячи фильмов, среди которых такие выдающиеся
произведения, как: "Мать" Вс. Пудовкина, "Путёвка в жизнь"
Н.Экка, "Окраина" Б. Барнета, "Дом, в котором я живу"
Л.Кулиджанова и Я. Сегеля, "Тихий Дон" С. Герасимова, "А зори
здесь тихие" С. Ростоцкого, и многие другие.
В
1975 г. появился детский юмористический журнал "Ералаш".
На детей работала целая "индустрия кино", вспомним и такие "эпические" фильмы- сказки как "Илья Муромец", "Садко", "Каменный цветок" (режиссер А.Птушко) или фильмы-сказки А.Роу - это любимые всеми детьми до сих пор и "Морозко", и "Огонь вода, медные трубы" и другие. Или фильмы известного советского режиссера детского кино И. Фрэза, такие, например, как "Подкидыш", "Васек Трубачев и его товарищи", "Приключение желтого чемоданчика" и другие.
В
1936 году в СССР на базе нескольких творческих киномастерских была создана
киностудия "Союзмультфильм", переоценить то, что было сделано этой
киностудией невозможно - это всеми любимые и знакомые с детства
мультипликационные фильмы.
Вспомним
радио и телепередачи, сделанные специально для детей. Студия "Центрнаучфильм"
была основана в 1933 году, с 1940 года на студии начал осуществляться проект -
киножурнал "Наука и техника". В начале 60-х появляется "детская
тематика", на этой киностудии осуществлялся выпуск киножурнала "Хочу
все знать".
Вспомним традицию доверительного общения с детьми в таких телепередачах как: "Умелые ручки", "Выставка Буратино", "АБВГДЕйка", " В гостях у сказки".
"Будильник
".
Вспомним
циклы обучающих передач для детей - это и уроки иностранных языков: и английского,
испанского, французского и другие, и "Школа шахматиста", и цикл
телепередач для детей о классической музыке.
Вспомним
высокий интеллектуальный уровень передач для детей на советском телевидении.
Государственное телевидение в СССР было построено по принципу "общественного воспитания" и несло функцию умственного и нравственного развития.
Что
происходит на сегодняшнем телевидение, думаем говорить об этом, и не стоит, все
слишком очевидно - преступно по отношению к детям. Но каждый родитель за отдельную
плату, конечно, может оградить ребенка от этого, подключить другие
телевизионные каналы, на которых ребенок может увидеть замечательные
мультипликационные и художественные фильмы, снятые в СССР, фильмы, которые
смотрели все советские дети бесплатно. Трудно представить детство без советских
идеалов как счастливое или хотя бы просто здоровое. И надо понимать, что на
этих платных каналах совершается эксплуатация продукта духовной культуры
Советского Союза, происходит паразитирование на теле уже убитой страны.
В
1933 году в Советском Союзе для детей создается "специализированное
издательство" - "Детская литература".
Вспомним
советских детских писателей, которые творили для детей - это и П.Бажов,
А.Барто, В.Берестов, В.Бианки, Б.Житков, Пермяк, В.Осеева, Н. Носов и многие,
многие другие.
Вспомним
художников, которые иллюстрировали великолепные детские книги, это и А.Пахомов,
и В.Сутеев, и А.Лаптев, и Г.Мазурин - важно было донести ребенку и содержание,
и форму.
Вспомним великолепную серию, в которой публиковались классические произведения для детей, это и Л.Толстой, и А.Пушкин, Н.Некрасов, А.Фет, М.Лермонтов и многие другие. Скажу для примера, я искала в книжных магазинах похожие современные издания, и нашла только А.Пушкина, Л.Толстого, с трудом Н.Некрасова.
Вспомним
массу детских и юношеских журналов, газет, которые выпускались в Советском
Союзе. Журналы, которые выписывались каждой семьей, которые ждали и так любили,
те советские дети.
Важно,
что журналы охватывали все возрастные категории: от малышей до
старшеклассников, для совсем маленьких детей - "Веселые картинки"
(журнал для 3-7 летних детей, начал выходить в свет с 1956 года), "Мурзилка"
(издавался с 1924 года, адресован детям от 6 до 12 лет), для детей постарше: "Пионер"
(издавался с 1924 года, в 1981 году его тираж составлял 1,6 млн. экземпляров), "Костёр""
(создан в 1936 году, по инициативе А. М. Горького), журналы для молодёжи: "Юность"
(создан в 1955 году), "Смена" (журнал выходил два раза в месяц, с
1924 года), " Ровесник" (основан в 1962 году), а также
научно-познавательные журналы: "Юный техник" (с 1956 года, когда
вышел в свет первый номер, журнал был издан суммарным тиражом не менее 500
миллионов экземпляров), "Юный художник" (ежемесячный журнал по
эстетическому воспитанию детей и юношества, создан в 1936 года), "Юный
натуралист". С "Юным натуралистом" (год создания - 1938) на
протяжении его долгой истории сотрудничали замечательные писатели, поэты,
публицисты, популяризаторы науки: Михаил Пришвин, Константин Паустовский,
Виталий Бианки, Николай Сладков, Игорь Акимушкин, Виктор Астафьев. Дружбой с
журналом дорожили видные ученые - Климент Тимирязев, Иван Мичурин, Владимир
Обручев, Евгений Ферсман. С 1933 издаётся журнал "Техника молодежи",
на страницах выступили почти все выдающиеся отечественные ученые, специалисты,
руководители производства: Иван Павлов, Николай Зелинский, Петр Капица,
Анатолий Александров, Сергей Королев, Игорь Курчатов, Иван Ефремов вел рубрику
этого журнала, в которой с читателями шел разговор о чертах будущего. Издавались
так же и газеты: "Пионерская правда", первый номер которой вышел 6
марта 1925 года, "Комсомольская правда". "Приключения Буратино"
А.Толстого впервые начали печататься в 1935 году на страницах "Пионерской
правды".
Думаем,
что перечисление авторов, которые писали на страницах этих журналов,
красноречиво говорит об уровне печатных изданий для детей. Уровень этой
литературы никогда не скатывался до примитивных комиксов, всегда будоража
совесть ребят, подвигая их на достойную жизнь и поступки.
"Советская
программа" работала и по развитию у детей фантазии, абстрактного мышления,
слухового восприятия с помощью радио. Создаются специальные жанры детского
радиовещания: радиогазета (на примере "Пионерской зорьки"),
радиожурнал и радио пьеса ("Клуб весёлых капитанов", "КОАПП,
КОАПП"), радиопостановки "РадиоНяня", молодёжная радиостанция "Юность".
Добавим
сюда работу всевозможных детских спортивных секций и кружков, работающих
бесплатно, создание пионерских лагерей, в которых могли отдыхать дети во время
летних, а также зимних каникул.
Страна работала над тем, чтобы вырастить здоровых, образованных людей с нравственными принципами, оставим в стороне вопрос об ошибках и неудачах, речь, в данном случае идет о том, как реализовывалась программа ВОСПИТАНИЯ, еще раз подчеркнем, что программа эта реализовывалась на государственном уровне.
Вспомним
еще и такой фактор воспитания в Советской стране как фактор общественного
мнения, которое тоже воспитывало, когда люди считали вправе воздействовать на
чужих детей, делать замечания, принимать участие в чужой судьбе, и это всеми
приветствовалось, считалось нормой.
Сегодня же цель воспитания - это цель буржуазного общества - "воспитание отдельной личности, приспособление ее к борьбе за существование" (А.С.Макаренко).
Каковы
нравственность и цели общества, таков и продукт, и сегодня нужно титаническое
усилие отдельных родителей, чтобы своим воспитанием противостоять чуждым, но
победившим идеалам стяжательства, потребительства, и семья остается последним
форпостом, который должен сдержать этот напор. Очевидно, что борьба эта тяжелая
и силы не равные.
На
сегодняшний день очевидно всем, что та система воспитания, которая была
выстроена в СССР, почти разрушена, и окончательное разрушение идет по всем
направлениям. Детей пытаются лишить достойного образования, обучение даже в
одной школе идет по разным программам, такое понятие как "единая"
(равноправная, по Н.К. Крупской, для всех детей) школа больше не существует.
Одна из сильнейших проблем, которая встала в сложившейся ситуации - это
проблема "каждый сам за себя". Вопросы коллективного воспитания,
когда каждый ученик учился бы считать себя частью общего коллектива класса, не
поднимаются вообще. Ребенок не знает, что такое коллектив, что такое
ответственность за того, кто учится с ним рядом.
Отчужденность между детьми, между взрослыми, между родителями и детьми.
Дети
и родители стали заложниками этой системы.
Что
же делать в сложившейся ситуации, где и в чем искать выход?
Где
искать решение одной из важнейших проблем - я и мы, личность и коллектив?
"Атомизация
социальная - процесс углубляющегося обособления, отчуждения людей друг от друга".
Вот
слова нашей современницы: "Мне так надоела атомарность! Человек, проживший
жизнь для себя, --- что виртуальная частица --- был ли он вообще, никто не
подтвердит. Значит, всякая сторона личности, всякая деятельность индивидуума
должна иметь продолжение, в общем. Хорошо бы в глобальном, для всего мира, но
хотя бы для тех, кто рядом".
Как решить эту проблему в рамках тех возможностей, которые есть у нас на сегодняшний день? Одним из "отправных пунктов", одним из "механизмов", должна стать "разделенность" - это такое состояние в жизни, когда ребенок разделяет жизнь взрослого, а взрослый жизнь ребенка, когда есть открытость в этом, когда взрослые готовы тратить время и силы, чтобы создавать этот мир взаимопонимания.
Иногда спрашивают: " Как научить детей считаться с окружающими? Но как же объяснить такую простую вещь"? Мы думаем надо давать ребёнку ощутить, что он со своими родителями в одной дружеской команде. Что он также причастен к важному и интересному делу, где все друзья, и он может помогать и от того какую полезную работу он делает, будет хорошо ему и друзьям. Ребёнок, если он озадачен работой и от его деятельности зависит радость других, начинает становиться помощником.
Важно
научить ребенка искреннему участию в жизни другого человека и главное, чтобы он
почувствовал радость "отдачи", что, именно, от его помощи, зависит
радость других людей. Наши дети бывают регулярно, вместе с нами, на полевых
работах в заповеднике "Куликово поле", где Государственным
Историческим Музеем ведутся археологические работы на месте знаменитой битвы.
Они работают вместе с взрослыми (конечно по мере своих сил), каждый из них,
прикасаясь к этой земле, пропитывается историей, и тогда уже строчки
исторических хроник о Мамаевом побоище на Куликовом поле наполняются для них
глубоким, личным переживанием. Это лишь один из примеров строительства
открытости и взаимопомощи, ведь ребенку так важно чувствовать ни только
родителей, но и быть уверенным, что рядом находиться твой друг, который поймет,
который поможет разобрать и задачу из учебника по математике, и сложную
ситуации в жизни. Родитель-друг, который честен перед собой и честен перед
тобой.
Исходя
из нашего опыта воспитания детей, мы говорим о том, что одно из решений этого
вопроса - это научит детей такому понятию как "открытость", можно
сказать, что это тот "важнейших механизм", то мостик, который
помогает понять взрослому мир ребенка, а ребенку жизнь взрослого. Когда ребенка
с детства видит мир без отчуждения, мир, в котором глубокое взаимопонимания, он
учиться такому отношению к миру, как сказал по этому поводу Макаренко: "Семья
- естественный человеческий коллектив. И поэтому многое в семье должно быть разумно
и соответствовать лучшим человеческим законам". Здесь очень важны
искренность, честность. Дети все видят и понимают, и если ты слукавил, если в
моменты слабости отступился от мечты своей, ребенок это поймет и почувствует. И
ему трудно будет поверить в ту сказку, которую ему читают на ночь, поверить, а
главное захотеть воплотить потом ее в жизни.
И.А.
Ефремов так определял Эру разобщенного Мира (эру в которой мы живем): "психология
людей в трудные эпохи перехода от низших общественных форм к высшим, когда вера
в благородство и честность человека, в его светлое будущее разъедалась
нагромождением лжи, бессмысленной жестокости и страха. Сомнения обезоруживали
борцов за преобразование мира или делали людей равнодушными ко всему, ленивыми
циниками".
Данная
цитата, более чем красноречиво характеризует то, что происходит сейчас и в
первую очередь страдают от этого дети, их светлые сердца. Но возникает
следующий вопрос: как существовать ребенку в сегодняшнем мире, ребенку, для
которого естественное состояние, когда вокруг друзья, ведь в его семье так, а
мир противопоставляет иные "этические нормы"?
Здесь
хочется вспомнить слова Д.И. Писарева, что воспитание - есть нравственная опора
личности. Необходимо воплощение принципов в жизнь, только тогда они живут, когда
воплощаются каждодневно.
Важно
ни только дать идеалы ребенку, но, главное, научить эти идеалы защищать,
научить Труду реализации этого идеала в жизнь, научить умению видеть и понимать
"инородность", умению оценивать свои поступки. В этом ребенку помогает
и тот накопленный эмоционально-знательный "багаж", на базе которого
формируются такие понятия как: "что такое хорошо и что такое плохо",
ребенку помогают и сказки, песни, ведь в них всегда говориться о правде, о силе
во имя добра, об открытом сердце. И, конечно, очень важно, что ребенок ни один,
он знает, что с ним близкие люди - это дает силу и поддержку.
Еще
один из "механизмов"- это "беседы", когда ребенок в конце
дня пытается подвести "итог дня", что же было в его жизни за этот
прожитый день, что радовало его, а что огорчало и здесь, в совместных
разговорах с родителями, ребенок учится видеть себя со стороны, и опять же
происходит "противостояние миру отчужденности", так как это "акт
взаимоучастия" в жизни каждого. И ребенок учиться этому, каждодневно, это
становиться его естеством, его жизненной потребностью.
Мы
придерживаемся принципа, что только при таком подходе ребенок сможет не
разрушиться под давлением Мира. Вот, что говорит по этому поводу один из наших
детей: "А самое главное я могу сказать, что ребенок не изолирован от
общества! Могу сказать, что это трудновато, так как приходиться постоянно
отстаивать свою точку зрения, но ведь так закаляется стойкость характера".
Мы считаем, что очень важно, чтобы ребенок видел, понимал, "неустроенность"
этого мира, чтобы учился сопереживать. Важно, чтобы ребенок рос ни только
сильным, здоровым, умным, но человеком с "горячим сердцем", человеком
не равнодушным ко всему, что происходит вокруг него.
В
заключение вернемся к мысли А.С. Макаренко - воспитание определяется Целью.
Воспитание
- это не абстракция, воспитание слишком "предметно" и будущее нашей
планеты Земля зависит от сегодняшних детей, а еще сильнее от сегодняшних
родителей, от их выбора ЦЕЛИ.
Литература:
1. А.С.Макаренко.
О воспитании. - М., Издательство политической литературы,1988.
2. Педагогические
взгляды и деятельность Н.К. Крупской. - М, "Просвещение", 1969.
3. Новый
курс Совкино (Резолюция). - "Советский
экран", 1929, № 2, с. 7
4. И.А.
Ефремов. Сочинения в трех томах, т. 3 , - М., "Молодая гвардия", 1976
5. Н.Е
Яценко. Толковый словарь обществоведческих терминов. - СПб., 1999
6. Д.И.Писарев.
Избранные педагогические высказывания. - М. Учпедгиз.,1938
7. Материалы сайта "Красная Застава". http://www.krasnaya-zastava.ru