В.Е. Хазанов
СЛУЖБА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
"АКАДЕМИЯ ГОРЯ И РАДОСТИ"
Академия Горя и Радости - это, без сомнения, часть системы управления обществом, куда более совершенным, чем наше нынешнее, но начинать работу по ее формированию надо сейчас, чтобы было, кому это общество создавать.
Психологическое состояние большинства наших сограждан, мягко говоря, вызывает большую тревогу. Неуверенность в будущем, в том числе, ближайшем; ухудшение и разрыв родственных, дружеских и любовных связей; перевод человеческих отношений почти исключительно на экономическую основу (по принципу: "поддерживать отношения, пока есть деловой интерес и прерывать их, как только этот интерес исчерпан"); рост психосоматических и душевных заболеваний, не говоря о неврозах и психопатиях; уход от действительности в тупое "выживание", суицид, алкоголизм, наркоманию, религиозное мракобесие различного толка; в агрессию, очень часто - немотивированную или спровоцированную политическими провокаторами - мастерами по "нахождению "врагов" - псевдодемократами, псевдопатриотами и псевдолевыми; конфликты на работе и дома, - все это признаки серьезного психического неблагополучия нашего общества. Люди часто самовыражаются в конфликтах, а не в творчестве; легко сдаются от неудач и даже опускаются до уровня так называемых "бомжей". Выше я уже подробно анализировал ситуацию в нашей стране; теперь пора рассмотреть организацию системы психологической поддержки.
Имея всеобщий характер, эта поддержка, вместе с тем, должна быть "адресной": надо точно определять, что, где и почему вызывает страдание людей, как оказать им помощь, т.е. речь идет о постоянном и всеобщем социально-психологическом мониторинге (наблюдении и исследовании).
Но разумеется, наиболее конструктивный результат любого исследования - разрешение выявленных проблем. Поэтому предлагаемое мною методическое обеспечение психологической деятельности прообраза Академии Горя и Радости включает в себя как чисто исследовательские (психодиагностические, социологические, социально-психологические) методики, так и методики психологической поддержки людей.
Я рекомендую использовать в практике исследования уровня горя и радости, счастья и несчастья людей следующие методики психодиагностики:
- психологические тесты по изучению основных свойств личности Г. Айзенка, К. Леонгарда, Р. Кеттела и наиболее глубоком и сложном тесте MMPI (СМИЛ);
- диагностики самооценки Ч.Д. Спилберга и Ю.Л. Ханина;
- измерения уровня тревожности Тейлора;
- диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д.Рассела и М.Фергюссона;
- две методики дифференциальной диагностики депрессивных состояний (Зунге и Жмурова);
- тест Люшера;
- тест "несуществующее животное";
- методика диагностики стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге;
- диагностики уровня социальной фрустрированности Л.И. Вассермана;
- диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко;
- экспресс-диагностики невроза К.Хека и Х.Хесса;
- диагностики показателей и форм агрессии А.Баса и А.Дарки;
- диагностики уровня агрессивности А.Ассингера;
- диагностики типа эмоциональной реакции на воздействие стимулов окружающей среды В.В. Бойко;
- диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении В.В. Бойко;
- диагностики уровня субъективного контроля Дж. Роттера;
- диагностики межличностных отношений Т.Лири;
- диагностики социально-психологической адаптации К.Роджерса и Р.Даймонда;
- "Q-сортировка" - методика диагностики основных тенденций поведения в реальной группе и представлений личности о себе В. Стефенсона;
- диагностики поведения личности в конфликте К.Томаса;
- диагностики межличностных и межгрупповых отношений ("социометрия") Дж. Морено;
- диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потапкиной;
- изучения социально-психологического климата в трудовом коллективе О.С. Михайлова и А.Ю. Шалыто.
В предлагаемом достаточно широком перечне психодиагностических методик представлены наиболее известные к настоящему моменту. Они позволяют всесторонне представить психологические проблемы и состояния человека, его "социальное самочувствие", состояние взаимоотношений в коллективе или группе. Сочетая эти тестовые методики в определенные блоки ("батареи") можно проводить специализированные целенаправленные исследования по интересующей нас проблеме.
Далее я хотел бы представить методические разработки по данной проблеме, которые были сделаны мной совместно с моими учениками и младшими коллегами. По каждой из этих методик имеется достаточно большой опыт практического применения. Хотя эти работы выполнялись на базе и примере нефтегазовой промышленности, они имеют куда более общее значение и применимы практически в любой группе или коллективе, к любой человеческой личности.
Уже теперь предлагаемые нами и другими коллегами методы и методики позволяют:
- достаточно глубоко исследовать психологические особенности каждого человека;
- оказать ему психологическую помощь;
- определить круг наиболее совместимых с ним людей;
- дать ему рекомендации по преодолению проблемы низкой психофизиологической совместимости с теми людьми, которые, несмотря на эту ситуацию (паттерн), являются для него референтными (т. е. "выбираемыми", важными в жизни);
- формировать коллективы ("команды" из совместимых друг с другом людей);
- и, наконец, понять причины возникновения проблемных ситуаций, в том числе конфликтов в уже существующих коллективах и рабочих группах.
Говоря уже о конфликтном взаимодействии людей, необходимо признать, что это явление в "царстве инферно" неуничтожимо. Предлагаемые автором исследовательские методики и методы психологической поддержки позволяют предотвратить возникновение многих конфликтных ситуаций, но не менее 15-20% столкновений все равно произойдут. Следовательно, надо уметь управлять конфликтами, правильно разрешать их.
А теперь, пользуясь словесным штампом дурацких латиноамериканских телесериалов (надеюсь, Вы не считаете их методом психотерапии?) - "с Вашего позволения" - перейдем к некоторым рекомендациям психологам-"ефремовцам", т.е. к тем, кто ориентирован на Эру Встретившихся Рук, а не Разобщенного Мира (или, тем более, "темные века").
1. Забудьте в своем общении с клиентами формулировку: "Если Вы видите, что эту ситуацию Вам не изменить - смиритесь. Приучитесь примиряться с тем, что Вы не можете исправить в окружающем мире".
Скажите человеку, что изменить нельзя только одно: вернуть умершего близкого, любимого, друга, товарища. Но и тогда надо не "смиряться", а много раз повторить себе: "Я справлюсь!" Это ведь не значит: забыть! Это значит: я не забуду человека, но справлюсь и пойду по жизни дальше!
И тому, кто считает, что жить - не сто?ит, кто готов к суициду, объясните, что жизнь - многовариантна, надо только выбрать свой путь, а вот смерть вариантов не имеет.
2. Скажи?те человеку с заниженной самооценкой, что любить себя - нормально, ближе самого себя у личности никого нет. И это не значит, что становишься "эгоистом" - любовь к себе не противоречит ни одному из человеческих чувств к другим людям. Но это значит, что у каждого из нас есть только один объект для улучшения, совершенствования - это мы сами! Не пытайтесь "переделывать" других - не поступаясь принципами, совершенствуйте себя и жизнь, тогда за Вами пойдут. (А те, кто не пойдет - что ж, это их выбор, надо признавать и право других на ошибки и заблуждения).
3. И еще, дорогой товарищ психолог (да-да, именно товарищ, а не "господин" с "госпожой"): мы с Вами, разумеется, по своим этическим принципам не можем давать людям "установки", пытаться заставить их сделать что-то. Но мы должны их убедить, что даже в век компьютеров с Интернетом и "и-мейлом" надо читать настоящие книги, что это надо самому человеку, если он хочет жить и развиваться, а не прозябать или "встраиваться в любой капитализм" (как капиталист мистер Понт-Кич в "Бане" В. Маяковского был готов "врастать в любой социализм").
Это - Эрих Фромм.
Это - П. Тейяр де Шарден, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский, А.С. Макаренко.
Это - К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И, Ленин и современные марксисты. Надо читать их настоящие тексты, а не сталинистские и другие антикоммунистические пересказы "с точностью до наоборот" (не обязательно со всем соглашаться, классики могли и ошибаться, да и не предполагали из своих времен многих современных реалий).
Это - действительно художественная литература, чтение книг, пусть - горько ироничных, но мудрых и действительно человечных: Михаила Салтыкова-Щедрина, Александра Грибоедова, Антона Чехова, Владимира Короленко.
И великая советская литература дала множество прекрасных литературных произведений, кроме чисто художественных достоинств имеющих и, прямо-таки, психотерапевтическое значение, помогающее людям преодолевать пессимизм, неверие в себя и в будущее. Это - романтические книги Вениамина Каверина. Это - повести и рассказы явно - намеренно совсем не упоминаемого нынешними идеологами "либерализма" писателя Леонида Соболева. Особенно я рекомендовал бы читать его "Зеленый луч", "Держись, старшина", "Парикмахер Леонард", "Голубой шарф", показывающие, что "обычный человек" все может, в том числе, преодолеть самые страшные, гибельные обстоятельства жизни.
Это - стихи и прозаические произведения Константина Симонова.
Это - лирическая проза Константина Паустовского.
Это - стихи Владимира Маяковского, Евгения Долматовского, Льва Ошанина, Леонида Дербенева.
И среди "представительниц прекрасного пола" у нас были не только М. Цветаева с А. Ахматовой, но и Юлия Друнина, и Вероника Тушнова.
Я, разумеется, не претендую на составление очередного "списка избранных", каждый его может составить для себя сам. Но я точно знаю, что перечисленные мною авторы действительно помогают людям в жизни.
Коллеги-психологи могут использовать любые методы психологической помощи: психоанализ разных школ, гуманистическую, поведенческую или гештальт-терапию, но я рискну посоветовать им шире применять и методы психологического воздействия через образно-чувственную строну личности. Наиболее интересно эти методы изложены в книгах:
Крам Т.Ф. Управление энергией конфликта. - М.: Аст, РЕФЛ-бук, 2000;
Бреслав Г.Э. Цветопсихология и цветолечение для всех. - СПб.: Б.С.К., 2000;
Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. - М.: Владос, 2000;
Элькин В.М. Целительная магия музыки. Гармония цвета и звука в терапии болезней. - СПб: Респекс, 2000.
Со своей стороны хотел бы добавить к тем рекомендациям "для прослушивания", которые дают В.И. Петрушин и В.М. Элькин, следующие музыкальные произведения:
1. И. Дунаевский, А. Д'Актиль. Марш энтузиастов;
2. И. Дунаевский. Увертюра к кинофильму "Дети капитана Гранта";
3. А. Зацепин. Музыкальное сопровождение кинофильма "31 июня";
4. А. Рамирес. Вальс (звучит в заставке телепрограммы "В мире животных");
5. Х. Иглесиас. Amor;
6. Группа "Матиа-Базар". Roma.
Как говорится - проверено, людям эти мелодии и песни помогают: улучшают настроение, повышают оптимизм, веру в людей, снижают ощущение горя и прибавляют чувства радости и счастья.
5. Для всех нас - психологов и непсихологов - я рекомендую книги наших психотерапевтов и психологов-консультантов Г. Абрамовой, Ю. Алешиной, И. Вагина, Д. Еникевой, А. Либиной, М. Литвака, Ю. Рюрикова, Ю. Щербатых (и те, которые даны в списке литературы к данной книге, и другие). Естественно, каждый может составить для себя свой собственный список или критически относиться к тому или иному опыту перечисленных специалистов. Но главное - это то, что теперь уже нет недавней "пустыни" в современной психологической мысли и есть, чему научиться.