Николай Смирнов
Идеи И.А. Ефремова в школьном преподавании
И.А.Ефремов - видный представитель научного направления русского космизма, характеризующегося целостным, холистичным подходом ко всем жизненным проявлениям. Для его идей характерна глубокая разработанность, этичность и системность.
Главная проблема современного школьного образования - отсутствие межпредметной интеграции.
Внедрение идей Ефремова позволит протянуть ниточки связи не только между близкими предметами (история и литература, например), но и совершенно различными - скажем, между литературой, биологией и физикой.
Рассмотрим потенциал применения ефремовских идей на различных уроках.
Физика. Физические описания Ефремова фактически представляют собой философию, переложенную на язык гипотетической физики будущего. Представления об анизотропности вселенной являются наглядным выражением творческой роли асимметрии в природе. Синергетика, взявшая своё начало в физических исследованиях, во многом повторила мысли, высказанные Ефремовым за 20 лет до этого. В синергетике есть такое понятие: притяжение аттрактора. Аттрактор - цель, и точно определённая цель притягивает фрактал, то есть путь к этой цели.
Биология. Во-первых, идеи о целесообразности красоты. Важно понимать эволюцию как восхождение страдающей материи. Во-вторых - сквозная тема инфернальности как неизбежного итога применения к биологическим объектам законов термодинамики. Частное приспособление к существующей закрытой системе стратегически проигрывает.
Например, среди приматов несколько миллионов лет назад произошло разветвление в поиске наиболее адекватных и устойчивых форм. Часть приматов пошла по пути количественного наращивания физической силы (мегантропы) и преуспела в этом. Но гипертрофия одного-единственного качества, которое уже было испробовано эволюцией на менее высокоразвитых существах и отброшено, привела к исчезновению мегантропов. Эволюционно значимым было развитие сугубо человеческих свойств - способности к зачаточному мышлению, место для которого высвободилось из-за сокращения инстинктивных программ. Развить уже апробированное эволюцией качество - силу и ловкость - было проще, но это не давало новых ответов и потому было обречено на стратегическое поражение.
История. Аналогичную ценность, только обращённую в прошлое, представляет теория инферно на уроках истории. Постоянное осмысление прошлого через призму этих закономерностей создаст ясное понимание единых механизмов, проходящих через всю эволюцию материи. Представления о флюктуциях исторической психологии; феномен <потерянных поколений> как яркое выражение недостаточности внутренней устойчивости индивида.
Для людей русского средневековья гибельной могла оказаться невозможность ориентироваться в церковных праздниках, ибо категории мышления существовали только в рамках идеи спасения, для чего по представлениям людей того времени необходимо тщательное соблюдение церковного обряда. Слово <вера> имело значение точного соблюдения внешнего церковного ритуала.
Многие из наших современников также полностью погружены в мифы нашего времени, и любые кардинальные перемены воспримут как катастрофу и личностную трагедию (революция, распад СССР). Пафос в необходимости внутренней гармонии при изменении внешних условий.
МХК. Эстетика, разработанная Ефремовым, может послужить крепким каркасом для работы на уроках МХК. Ученики должны понимать, что в основе их стихийных эстетических реакций лежат законы психологии восприятия, зависящие от коллективного бессознательного. Однако воспитание вкуса, о котором часто, но совершенно неконкретно говорят на уроках МХК, представляет собой в концепции Ефремова осознание этих механизмов и их сознательную коррекцию.
Например, в эстетике Ефремова великолепное с технической точки зрения, но насыщенное разрушительными или подавляющими человека идеями произведение искусства является неполноценным. Таким образом в эстетику вводится этическое измерение, покоящееся на соответствующем представлении о человеческой природе.
Обществоведение, валеология. Представление о желаемом образе будущего должно иметь ярко выраженную гуманистическую нагрузку и быть насыщено диалектическими идеями. Сейчас на уроках граждановедения речь идёт, как правило, о закреплении существующего положения вещей и перечислении механизмов государственного управления. Представление о роли в социальных структурах общеприродного закона усреднения, названного Ефремовым Стрелой Аримана, совершенно отсутствует. Между тем ясное понимание гибельности всякой самоизоляции, подкреплённое разнообразными аналогиями, могло бы стать хорошим инструментом при выработке собственной позиции по отношению к этническим, религиозным, политическим и личностным обособлениям.
Литература. Здесь по самому факту (Ефремов - писатель) располагается самое широкое поле деятельности.
Необходимо ясное представление о том, что фактически вся мировая литература, как это ни покажется парадоксальным на первый взгляд, инфернальна. Замечательная русская классика, практически весь романтизм и критический реализм представляют собой отражение неустроенной жизни отдельных людей и всего общества. В то же время романтика Паустовского, Грина или Крапивина при всей совей привлекательности рисует слаборефлексирующие яркие душевные типы.
На уроках литературы много говорится о любви применительно к произведениям русских классиков. Но если подойти с психологической точки зрения к описанию тех чувств и взаимоотношений, которые называются в этих произведениях (и, соответственно, на уроках) любовью, то мы обнаружим нескончаемый поток перверсий. Результат плачевен: даже те немногие ребята, чьи представления о любви формируются классической литературой и "концепциями любви" различных писателей (Тургенев, Куприн, Бунин, Чехов), при попытках применить полученные представления в собственной жизни попадают в ложную ситуацию культивирования туманных переживаний и мучительных страстей, всецело происходящих от ложного представления о дуализме воли и чувства, ума и сердца.
Образы "ефремовских женщин" - уникальное явление в мировой литературе. Вообще представления о женщине в мировой литературе сугубо патриархальны по причине реалистичности подхода либо незнания автором другого подхода. Вообще кроме Ефремова о величайшем и первостепенном значении женского начала с той же силой убедительности писали, пожалуй, лишь Рерихи, Фромм и Д. Андреев.
Кроме этого, ефремовский стиль можно назвать первой манифестацией фантастического реализма в литературе.
Надо понять, что подобная работа вполне может проводиться силами самих учителей без перемены школьных программ и введения каких-то спецкурсов. Тут, конечно, желательно сотрудничество учителей, главная роль в котором принадлежит, конечно, учителю литературы. Предлагаемое имеет серьёзную образовательную нагрузку, так как познание тех или иных граней мира, которые в школе представляют собой отдельные разрозненные предметы, гораздо лучше и полноценнее осуществляется при глубоком понимании.
Недаром известна психологическая истина: понимание выше знания, если под знанием подразумевать владение информацией, лишённое переживания единства отдельных её блоков, что мы в основном и видим в школе в самом крайнем и уплощённом варианте. Подход, утверждаемый Иваном Антоновичем, даёт возможность преодолеть подобные крайности и способствует формированию целостной личности.